Зал Девятого Дракона

Вспоминая о почтенном учителе Ван Пэй шэне

Wang Peisheng

Краткая биография

Учитель Ван Пэйшэн (Ван Лицюань) очень известная личность в мире ушу. Родился в провинции Хэбэй в 1919 году. В возрасте 3 лет переехал с семьей в Пекин. С раннего детства всем сердцем полюбил занятия воинским искусством. Практически все, кто слышал о мастере Ван Пэйшэне, знают, что он мастер стиля У ши тайцзи цюань. Но очень не многие знают, что он является преемником традиции многих редких традиционных техник угун и нэйгун. Его знания подобны драгоценным жемчужинам, оберегаемым от глаз посторонних наблюдателей. Обучение технике багуа чжан Ван Пэйшэн начал под руководством известного мастера Ма Гуя (<Пансе Ма>, <Му Ма>) ученика Инь Фу и Дун Хайчуаня. Изучение техники син и цюань и совершенствование багуа чжан продолжал у мастера Хань Муся. У учителя Ян Юйтина изучал технику У ши тайцзи цюань и владение 18 классическими видами оружия. На совершенствование мастерства Ван Пэйшэна большое влияние оказал мастер тайцзи цюань Ван Маочжай. Знанием и опытом своих стилей с ним делились известные мастера: Чжан Ляну (тань туй), Лян Цзюньбо (тунбэй цюань), У Сюфэн (бацзи цюань), Чжао Жуньтин (син и цюань). Ван Пэйшэн был дружен с мастерами У ЛИНЬ Гао Жуйчжоу (ученик Ли Жуйдуна - <Носатый Ли>), Чжан Литаном (ученик Ли Шувэня - <Ли - волшебное копье>).
Свое мастерство Ван Пэйшэн доказывал и в реальных поединках с японскими солдатами во время войны 1937-38г. Также Ван Пэйшэн побеждал японских бойцов, приезжавших в Пекин 1981г. После этого они уважительно называли Ван Пэйшэна - <Ван - Железный архат>.

Вспоминая о почтенном Учителе Ван Пейшене

Текст: Гао Чжуан фэй
Врач традиционной китайской медицины, ученик (допущенный в покои) Мастера Ван Пейшена, член Пекинской городской ассоциации ушу, заместитель постоянного председателя Пекинского городского общества исследования тайцзицюаня стиля У городской ассоциации ушу, известный каллиграф, внесен во «Всемирный каталог выдающихся специалистов»(世界优秀专家人才名典).

Перевод, примечания: Александр Владимирович Пиковер


На фотографии Ван Пейшен снят у здания Государственной библиотеки.

Симок сделан во время проведения 3-й Конференции международной ассоциации тайцзи октябрь 1996 года.


Скоро уже год, как Учитель Ван Пейшен скончался. Можно по праву сказать, что Учитель всю жизнь отдавал свое сердце и силы ушу, но жизнь эта была непроста.
Я начал заниматься у Учителя в начале 50-х годов. Сначала это было у Тяньтаня , где Учитель сам преподавал утром по воскресеньям, а в обычные дни обучал учитель Цуй Юйчжоу. Начинали с 83 формы тайцзицюаня семьи У. В то время  мы занимались вместе с шиди Чень Синбо, шиди Ли Цзэнкуаном и шисюном Чжан Сияо, а также еще было несколько человек.
Я выучил 83 форму за полгода и потом снимал комнату сначала на улице Чинхуасы, затем на улице Тансипо , где Учитель останавливался по четвергам. В основном занимались я и шиди Чень Синбо. Каждый раз, прозанимавшись с семи до одиннадцати вечера мы обходились лишь чаем и небольшим количеством сладостей к нему, а Учитель бескорыстно рассказывал и объяснял нам. Так продолжалось примерно 2-3 года. За это время он не только обучал нас тайцзи и тацзитуйшоу, но и обучал нас тайцзидао, тайцзицзянь, четырем вратам гунь , четырем вратам Дао , форме с мопаньгоу . Тогда, увидев как Учитель работает с дао весны-осени , с круглыми мечам (пара таких мечей весила порядка 30 цзиней ) мы воочию увидели и осознали его мастерство.
У Тяньтаня постоянно появлялся пожилой артист Пекинской оперы Хоу Сижуй. Как-то после 1958 года почтенный Хоу, который был старым другом детства и приятелем учителя Цуя, попросил Учителя показать форму с парными крюками. Посмотрев работу Учителя, он пришел в восторг. Он восхищался мастерством Учителя потому, что, исполняя роль Доу Эрдуня в «Краже лошади» , тоже пользовался парными крюками.
В это время мы с Син бо занимались у Тяньтаня дважды в день – утром и вечером, еще часто приходил Ли Фушоу. Мы с Синбо тогда хорошо потрудились, работая в паре и занимаясь туйшоу. Синбо был на 10 лет младше меня и еще ему было передано семейное мастерство багуачжан.



Потом, когда по распоряжению Комитета физкультуры и спорта было разрешено преподавать ушу только в пределах района своего проживания, Учитель преподавал у Сяоситянь в парке Бейхай. Людей было много. Время было тоже – воскресенье, первая половина дня. В этот период Учитель обучал нас тайцзицюаню и синьицюаню, но каждый раз, объясняя работу рук, он учил нас, что мы должны легко принимать и легко выпускать, с радостью и следуя воле партнера. Руки Учителя были пустые и легкие. Хотя прошло больше 50 лет, я до сих пор помню ощущение легкости и живости рук Учителя, вот уж точно: наевшись один раз, сохранил вкус на всю жизнь, на протяжении многих лет исследуя, обдумывая и осуществляя, постоянно помня наставления и тонкости работы рук. Можно сказать, получил пользу на всю жизнь.
Около 57-го года, когда Учитель разрабатывал 37 форму тайцзицюаня стиля У, я постоянно бывал у него дома. Как раз в самую жару Учитель у себя в небольшой комнате одновременно и упражнялся и записывал ощущения и соображения. Можно сказать, что 37 форма вышла из самой глубины сердца Учителя, явилась плодом осознанной практики. В каждой позиции Учитель соединил внешнюю форму (вайсин) и внутреннюю работу (нейгун). Это наложило огромный отпечаток на всю мою дальнейшую практику и исследование ушу, потребовав полной физической и духовной отдачи. Т.е. потребовалось кроме сознательного понимания еще  и понимание физическое/телесное.
В 60 годах в связи с работой я должен был выходить на ночные дежурства и днем был свободен. Тогда я сказал Учителю, что хотел бы позаниматься в Парке Сунь Ятсена у Шие Ян Юй цзина, и Учитель сам пошел договариваться домой к Ян Юйцзину. Потом я постоянно посещал то место, где преподавал почтенный Ян Юйцзин вплоть до Великой культурной революции. 
Занимавшихся у почтенного Учителя [Ян ЮЙцзина] в Парке Сунь Ятсена было слишком много, однако каждое занятие я не просто занимался, но все время просил, чтобы Шие объяснил работу рук. Руки Шие были еще более легкими  и подвижными, так что он мог выпускать/выталкивать человека практически без внешнего движения. Помнится раз Шие выпустил меня так, что я, отлетев примерно на один чжан почувствовал сильную боль в пятке. Вернувшись домой, увидел надрыв кожи вдоль пятки сантиметра в 3 длиной. Но тогда Шие только лишь пустил меня, направив руку вниз, как в хайдичжен [«игла на дне моря» - одна из позиций в тайцзи], а я легко-легко принял. Это усилие я исследую всю жизнь и всю жизнь использую.
Каждые летние каникулы в том месте, где преподавал Шие, появлялся приезжавший в Пекин учитель Чжао Аньян. Я учил туйшоу и у учителя Чжао, Ли Цзину тоже объяснял мне технику рук, как и многие другие из старшего поколения: Ли Цзигули, Чжао Женьчин, Чжан Фую. В целом все занимавшиеся у Шие хорошо относились ко мне, все объясняли туйшоу. С точки зрения практики ушу я смотрел всеобъемлющее мастерство Шие, по указанию которого часто несколько человек надавливали на него или тащили его в разные стороны после того, как он занимал ту или иную позицию, но стоило ему изменить позицию, как эти несколько человек разлетались в разные стороны. Это тоже то гунфу [мастерство], которое я всю жизнь пытаюсь достичь. У-ДЭ Шие тоже было общепризнано в среде ушуистов, что тоже стало для меня образцом на всю мою жизнь
Когда Учитель был арестован в канун 1 мая 1963 года , я часто навещал Шинян . Жизнь семьи Учителя было очень тяжелой, только у старшего сына была небольшая зарплата, которой едва хватало для содержания детей. Мои доходы тоже были малыми, а возможности невеликими. Я помню, когда преподавал в парке Дундань каждый давал по 2 юаня, в месяц получалось 30 с небольшим юаней , которые я относил в дом Учителя. Можно представить себе тогдашние лишения.
После возвращения Учителя из Дунбея у всех нас вновь появилась возможность учиться [у него]: несколько лет подряд я организовывал для Учителя группы в начальной школе Счастье в р-не Чуньвеньмень, на спортивной площадке р-на Чуньвеньмень, у парашютной вышки и в других местах. Учитель преподавал 37 форму тайцзицюань стиля У, багуа саньшоу и восемь-восемь и шестьдесят четыре ладони , тайцзигунь и др..
Моему старшему сыну Гао Сяофею тогда было всего лишь 15 лет, и он тоже очень настойчиво  занимался у Учителя и часто бывал дома у Шие для изучения ушу. Мы, люди двух поколений, учились у Учителя. Сейчас Сяофей преподает ушу и каллиграфию в Японии, в Токио, а, кроме того, открыл там клуб веньу . Он тоже человек третьего поколения передачи мастерства Учителя. Когда Учитель поехал в Японию, Сяофей был его ассистентом, и когда Учитель выпустил видеокассету с записью «16 форм тацзицюаня стиля У», Сяофей тоже сам выпустил видеокассету «64 ладони багуачжан семьи Люй в передаче Ван Пейшена».
50 с лишним лет, что я изучал цюаньфа у Учителя, пролетели как один день и ностальгия по ним день ото дня сильнее. Пока были живы мои бабушка и мама они тоже постоянно общались с Учителем, моя внучка сфотографировалась с Шитай , можно сказать, что пять поколений нашей семьи связаны с судьбой Учителя. Когда я женился, Учитель вместе с товарищами по занятиям преподнесли нам подарок. Полувековые отношения вряд ли случайность.
Это лишь немногие мои чувства. В стране и за рубежом у Учителя осталось очень много учеников и учеников его учеников, и все они весьма эрудированны. Мастерство учителя вобрало в себя тайцзи, багуа, синьи, таньтуй и многое другое. Поскольку Учитель исповедовал буддизм и его буддийское имя Ин Чен, искусство/метод Учителя именуется Ин Чен гунфа.
Скоро год, как Учитель ушел. Скорбя, я изложил на бумаге некоторые свои чувства и воспоминания о Почтенном Учителе. Конечно, нужно писать больше, но и у других братьев тоже есть статьи.



На фотографии слева направо: Ван Найсюнь (старший сын Ван Пейшена), Гао Чжуанфей и Александр Пиковер. Пекин, р-н Дасин, сентябрь 2005г. на годовщине памяти Мастера Ван Пейшена.    

 Приложение
Ван Пейшен был арестован в последних числах апреля 1963 года. Согласно тексту обвинения, он вступил в преступный сговор с представителем контрреволюционной группировки со стекольного завода с целью грабежа амбаров одной из народных коммун, о чем в деле имелся соответствующий донос. Ван Пейшена продержали в следственном изоляторе около 7 месяцев и, в конце концов ему было предложено, подписать признание в обмен на свободу. Однако после подписания признания он просидел в общей сложности 5 лет в тюрьме и затем был отправлен на поселение в Дунбей вплоть до своего возвращения в Пекин в 1979 году.
Есть разные версии реальной причины ареста. Некоторые утверждали, что причиной было его знакомство с человеком, которому инкриминировалась попытка организации беспорядков на площади Тяньаньмень, по другой версии Вана заподозрили в связях с чанкайшистами, якобы установленные им во время командировки на юг в Гуанчжоу, куда он ездил выступать перед студентами в период работы в Пекинском педагогическом университете.
Наиболее правдоподобной, однако, выглядит версия о том, что поводом для ареста Ван Пейшена и одной из причин гонений на мастеров ушу начала шестидесятых годов  являлось раскрытие в 1963 году в городе Вэньчжоу провинции Чжецзян контрреволюционной организации с участием мастеров ушу. Был или нет этот заговор реальным или это были издержки классовой борьбы -  так или иначе репрессии были предприняты против многих мастеров ушу. Не тронули Ян Юйцзина (杨禹廷) по причине преклонного возраста, не тронули Хань Муся韩慕侠, поскольку тот был шифу самого Чжоу Эньлая и ряд других….
Однако по иронии судьбы в аресте Ван Пейшена оказался и положительный момент: слишком велика был вероятность того, что доживи Мастер до культурной революции, он не смирился бы с шельмованием и, скорее всего, стал бы одной из многочисленных жертв хунвейбинов. Поэтому с большой степенью вероятности можно утверждать, что несправедливый арест в тоже время спас ему жизнь.

Текст ©Gao Zhuangfei
Перевод, пояснения и комментарий ©Alexander V.Pikover
ВНИМАНИЕ!
Подготовка подобных текстов требует серьезных усилий и является продуктом высококвалифицированного труда.
Убедительная просьба использовать данные материалы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с согласия законных владельцев.
По всем вопросам обращайтесь jiulongtang@yandex.ru

Ван Пейшен 王培生 (1919. Пекин – 2004.Пекин), один из крупнейший мастеров ушу ХХ века, практиковал тайцзицюань, багуачжан, синьицюань  и ряд других стилей. Известен прежде всего как один из лучших мастеров тайцзицюанья стиля У. Среди мастеров 20-30гг. Ван Пейшен был известен как самый молодой из пяти виртуозов, владеющих  техникой «толкающих рук» (туйшоу). Помимо него, самого младшего в этом списке «Пяти тигров» туйшоу (太极推手《五虎上将》), были также Чжао Аньян(赵安祥), Ли Яньчжи(李砚之), Ли Цзину (李经悟) и Сунь Фенцю (孙凤秋).

О Мастере Гао на русском языке см. на сайте М.М.Богачихина http://bomay.yangsheng.ru/

Тянтань (天坛tiantan) – Алтарь Неба. Находится на южной стороне старого города.

Шиди 师弟–обращение или наименование ученика, начавшего заниматься у учителя позже говорящего,  «младший брат».

Шисюн 师兄– обращение или наименование ученика, , начавшего заниматься у учителя раньше говорящего, «старший брат».

Чинхуасы, Тансипо – названия мест в районе Чуньвень.

  Формы чанцюаня.

См. выше.

Мопаньгоу – парные крюки с серповидными ножами спереди рукоятей. С ними работают по кругу, как с приводом жернова.

Чуньцюдао (春秋刀) – меч Дао, закрепленный на длинном древке, использовался, в частности, одним из героев «Троецарствия» Гуан Гуном/Гуан Юем.

Здесь приведены два вида таких мечей.  

Т.е. примерно 15 кг.

«Кража лошади» - один из популярных сюжетов Пекинской оперы, взят из «Троецарствия», Доу Эрдунь – персонаж этого сюжета.

Шие 师爷shiye – наименование/обращение учителя поколения, предшествующего поколению учителя/шифу (через поколение, т.е. «дедушка»).

Чжан 丈zhang –мера длинны, примерно равная 3,33 м.

Цзинь или цзир на северных наречиях (劲(儿)Jin(er))  - то, что я перевожу как УСИЛИЕ, поскольку оно отличается  от силы ли 力

У Дэ 武德 - понятие традиционной китайской культуры: сочетание воинских доблестей с нравственным началом.

Ван Пейшен был арестован в последних числах мая 1963 года. Отдельную справку смотри в приложении к статье.

Шинян 师娘  - жена Учителя

Дундань (东单) - район и улица к востоку от Запретного города.

Как раз примерно столько составляла зарплата старшего сына, Ван Найсюня.

Традиционное название трех северо-восточных провинций: Хейлунцзян, Цзилинь, Ляонин.

Имеется в виду разновидность саньшоу багуа стиля Люй, передачи позднецинского мастера Люй Дэкуана (刘德宽)по прозвищу «Большая пика», связанные не с круговым, а с линейным перемещением.

Веньу (文武) -  здесь имеется в виду сочетание светского и воинского воспитания и образования.

Цюаньфа (拳法) - кулачный бой.

Шитай (师太) -  вежливое наименование/ обращение   Учителя при разнице в 3 поколения (т.е. «прадедушка»).

В тексте гунфа (公法) – метод, в данном случае искусство, мастерство.

 

Story Title

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Donec molestie. Sed aliquam sem ut arcu. Phasellus sollicitudin. Vestibulum condimentum facilisis nulla. In hac habitasse platea dictumst. Nulla nonummy. Cras quis libero. Cras venenatis. Aliquam posuere lobortis pede. Nullam fringilla urna id leo. Praesent aliquet pretium erat. Praesent non odio. Pellentesque a magna a mauris vulputate lacinia. Aenean viverra. Class aptent taciti sociosqu ad litora torquent per conubia nostra, per inceptos hymenaeos. Aliquam lacus. Mauris magna eros, semper a, tempor et, rutrum et, tortor.

Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit. Donec molestie. Sed aliquam sem ut arcu. Phasellus sollicitudin. Vestibulum condimentum facilisis nulla. In hac habitasse platea dictumst. Nulla nonummy. Cras quis libero. Cras venenatis. Aliquam posuere lobortis pede. Nullam fringilla urna id leo. Praesent aliquet pretium erat. Praesent non odio. Pellentesque a magna a mauris vulputate lacinia. Aenean viverra. Class aptent taciti sociosqu ad litora torquent per conubia nostra, per inceptos hymenaeos. Aliquam lacus. Mauris magna eros, semper a, tempor et, rutrum et, tortor.

About Us | Site Map | Privacy Policy | Contact Us | ©2003 Company Name

Хостинг от uCoz