Вспоминая о почтенном Учителе Ван Пейшене
Текст: Гао Чжуан фэй
Врач традиционной китайской медицины, ученик (допущенный в покои) Мастера Ван Пейшена, член Пекинской городской ассоциации ушу, заместитель постоянного председателя Пекинского городского общества исследования тайцзицюаня стиля У городской ассоциации ушу, известный каллиграф, внесен во «Всемирный каталог выдающихся специалистов»(世界优秀专家人才名典).
Перевод, примечания: Александр Владимирович Пиковер
На фотографии Ван Пейшен снят у здания Государственной библиотеки.
Симок сделан во время проведения 3-й Конференции международной ассоциации тайцзи октябрь 1996 года.
Скоро уже год, как Учитель Ван Пейшен скончался. Можно по праву сказать, что Учитель всю жизнь отдавал свое сердце и силы ушу, но жизнь эта была непроста.
Я начал заниматься у Учителя в начале 50-х годов. Сначала это было у Тяньтаня , где Учитель сам преподавал утром по воскресеньям, а в обычные дни обучал учитель Цуй Юйчжоу. Начинали с 83 формы тайцзицюаня семьи У. В то время мы занимались вместе с шиди Чень Синбо, шиди Ли Цзэнкуаном и шисюном Чжан Сияо, а также еще было несколько человек.
Я выучил 83 форму за полгода и потом снимал комнату сначала на улице Чинхуасы, затем на улице Тансипо , где Учитель останавливался по четвергам. В основном занимались я и шиди Чень Синбо. Каждый раз, прозанимавшись с семи до одиннадцати вечера мы обходились лишь чаем и небольшим количеством сладостей к нему, а Учитель бескорыстно рассказывал и объяснял нам. Так продолжалось примерно 2-3 года. За это время он не только обучал нас тайцзи и тацзитуйшоу, но и обучал нас тайцзидао, тайцзицзянь, четырем вратам гунь , четырем вратам Дао , форме с мопаньгоу . Тогда, увидев как Учитель работает с дао весны-осени , с круглыми мечам (пара таких мечей весила порядка 30 цзиней ) мы воочию увидели и осознали его мастерство.
У Тяньтаня постоянно появлялся пожилой артист Пекинской оперы Хоу Сижуй. Как-то после 1958 года почтенный Хоу, который был старым другом детства и приятелем учителя Цуя, попросил Учителя показать форму с парными крюками. Посмотрев работу Учителя, он пришел в восторг. Он восхищался мастерством Учителя потому, что, исполняя роль Доу Эрдуня в «Краже лошади» , тоже пользовался парными крюками.
В это время мы с Син бо занимались у Тяньтаня дважды в день – утром и вечером, еще часто приходил Ли Фушоу. Мы с Синбо тогда хорошо потрудились, работая в паре и занимаясь туйшоу. Синбо был на 10 лет младше меня и еще ему было передано семейное мастерство багуачжан.
Потом, когда по распоряжению Комитета физкультуры и спорта было разрешено преподавать ушу только в пределах района своего проживания, Учитель преподавал у Сяоситянь в парке Бейхай. Людей было много. Время было тоже – воскресенье, первая половина дня. В этот период Учитель обучал нас тайцзицюаню и синьицюаню, но каждый раз, объясняя работу рук, он учил нас, что мы должны легко принимать и легко выпускать, с радостью и следуя воле партнера. Руки Учителя были пустые и легкие. Хотя прошло больше 50 лет, я до сих пор помню ощущение легкости и живости рук Учителя, вот уж точно: наевшись один раз, сохранил вкус на всю жизнь, на протяжении многих лет исследуя, обдумывая и осуществляя, постоянно помня наставления и тонкости работы рук. Можно сказать, получил пользу на всю жизнь.
Около 57-го года, когда Учитель разрабатывал 37 форму тайцзицюаня стиля У, я постоянно бывал у него дома. Как раз в самую жару Учитель у себя в небольшой комнате одновременно и упражнялся и записывал ощущения и соображения. Можно сказать, что 37 форма вышла из самой глубины сердца Учителя, явилась плодом осознанной практики. В каждой позиции Учитель соединил внешнюю форму (вайсин) и внутреннюю работу (нейгун). Это наложило огромный отпечаток на всю мою дальнейшую практику и исследование ушу, потребовав полной физической и духовной отдачи. Т.е. потребовалось кроме сознательного понимания еще и понимание физическое/телесное.
В 60 годах в связи с работой я должен был выходить на ночные дежурства и днем был свободен. Тогда я сказал Учителю, что хотел бы позаниматься в Парке Сунь Ятсена у Шие Ян Юй цзина, и Учитель сам пошел договариваться домой к Ян Юйцзину. Потом я постоянно посещал то место, где преподавал почтенный Ян Юйцзин вплоть до Великой культурной революции.
Занимавшихся у почтенного Учителя [Ян ЮЙцзина] в Парке Сунь Ятсена было слишком много, однако каждое занятие я не просто занимался, но все время просил, чтобы Шие объяснил работу рук. Руки Шие были еще более легкими и подвижными, так что он мог выпускать/выталкивать человека практически без внешнего движения. Помнится раз Шие выпустил меня так, что я, отлетев примерно на один чжан почувствовал сильную боль в пятке. Вернувшись домой, увидел надрыв кожи вдоль пятки сантиметра в 3 длиной. Но тогда Шие только лишь пустил меня, направив руку вниз, как в хайдичжен [«игла на дне моря» - одна из позиций в тайцзи], а я легко-легко принял. Это усилие я исследую всю жизнь и всю жизнь использую.
Каждые летние каникулы в том месте, где преподавал Шие, появлялся приезжавший в Пекин учитель Чжао Аньян. Я учил туйшоу и у учителя Чжао, Ли Цзину тоже объяснял мне технику рук, как и многие другие из старшего поколения: Ли Цзигули, Чжао Женьчин, Чжан Фую. В целом все занимавшиеся у Шие хорошо относились ко мне, все объясняли туйшоу. С точки зрения практики ушу я смотрел всеобъемлющее мастерство Шие, по указанию которого часто несколько человек надавливали на него или тащили его в разные стороны после того, как он занимал ту или иную позицию, но стоило ему изменить позицию, как эти несколько человек разлетались в разные стороны. Это тоже то гунфу [мастерство], которое я всю жизнь пытаюсь достичь. У-ДЭ Шие тоже было общепризнано в среде ушуистов, что тоже стало для меня образцом на всю мою жизнь
Когда Учитель был арестован в канун 1 мая 1963 года , я часто навещал Шинян . Жизнь семьи Учителя было очень тяжелой, только у старшего сына была небольшая зарплата, которой едва хватало для содержания детей. Мои доходы тоже были малыми, а возможности невеликими. Я помню, когда преподавал в парке Дундань каждый давал по 2 юаня, в месяц получалось 30 с небольшим юаней , которые я относил в дом Учителя. Можно представить себе тогдашние лишения.
После возвращения Учителя из Дунбея у всех нас вновь появилась возможность учиться [у него]: несколько лет подряд я организовывал для Учителя группы в начальной школе Счастье в р-не Чуньвеньмень, на спортивной площадке р-на Чуньвеньмень, у парашютной вышки и в других местах. Учитель преподавал 37 форму тайцзицюань стиля У, багуа саньшоу и восемь-восемь и шестьдесят четыре ладони , тайцзигунь и др..
Моему старшему сыну Гао Сяофею тогда было всего лишь 15 лет, и он тоже очень настойчиво занимался у Учителя и часто бывал дома у Шие для изучения ушу. Мы, люди двух поколений, учились у Учителя. Сейчас Сяофей преподает ушу и каллиграфию в Японии, в Токио, а, кроме того, открыл там клуб веньу . Он тоже человек третьего поколения передачи мастерства Учителя. Когда Учитель поехал в Японию, Сяофей был его ассистентом, и когда Учитель выпустил видеокассету с записью «16 форм тацзицюаня стиля У», Сяофей тоже сам выпустил видеокассету «64 ладони багуачжан семьи Люй в передаче Ван Пейшена».
50 с лишним лет, что я изучал цюаньфа у Учителя, пролетели как один день и ностальгия по ним день ото дня сильнее. Пока были живы мои бабушка и мама они тоже постоянно общались с Учителем, моя внучка сфотографировалась с Шитай , можно сказать, что пять поколений нашей семьи связаны с судьбой Учителя. Когда я женился, Учитель вместе с товарищами по занятиям преподнесли нам подарок. Полувековые отношения вряд ли случайность.
Это лишь немногие мои чувства. В стране и за рубежом у Учителя осталось очень много учеников и учеников его учеников, и все они весьма эрудированны. Мастерство учителя вобрало в себя тайцзи, багуа, синьи, таньтуй и многое другое. Поскольку Учитель исповедовал буддизм и его буддийское имя Ин Чен, искусство/метод Учителя именуется Ин Чен гунфа.
Скоро год, как Учитель ушел. Скорбя, я изложил на бумаге некоторые свои чувства и воспоминания о Почтенном Учителе. Конечно, нужно писать больше, но и у других братьев тоже есть статьи.
На фотографии слева направо: Ван Найсюнь (старший сын Ван Пейшена), Гао Чжуанфей и Александр Пиковер. Пекин, р-н Дасин, сентябрь 2005г. на годовщине памяти Мастера Ван Пейшена.
Приложение
Ван Пейшен был арестован в последних числах апреля 1963 года. Согласно тексту обвинения, он вступил в преступный сговор с представителем контрреволюционной группировки со стекольного завода с целью грабежа амбаров одной из народных коммун, о чем в деле имелся соответствующий донос. Ван Пейшена продержали в следственном изоляторе около 7 месяцев и, в конце концов ему было предложено, подписать признание в обмен на свободу. Однако после подписания признания он просидел в общей сложности 5 лет в тюрьме и затем был отправлен на поселение в Дунбей вплоть до своего возвращения в Пекин в 1979 году.
Есть разные версии реальной причины ареста. Некоторые утверждали, что причиной было его знакомство с человеком, которому инкриминировалась попытка организации беспорядков на площади Тяньаньмень, по другой версии Вана заподозрили в связях с чанкайшистами, якобы установленные им во время командировки на юг в Гуанчжоу, куда он ездил выступать перед студентами в период работы в Пекинском педагогическом университете.
Наиболее правдоподобной, однако, выглядит версия о том, что поводом для ареста Ван Пейшена и одной из причин гонений на мастеров ушу начала шестидесятых годов являлось раскрытие в 1963 году в городе Вэньчжоу провинции Чжецзян контрреволюционной организации с участием мастеров ушу. Был или нет этот заговор реальным или это были издержки классовой борьбы - так или иначе репрессии были предприняты против многих мастеров ушу. Не тронули Ян Юйцзина (杨禹廷) по причине преклонного возраста, не тронули Хань Муся韩慕侠, поскольку тот был шифу самого Чжоу Эньлая и ряд других….
Однако по иронии судьбы в аресте Ван Пейшена оказался и положительный момент: слишком велика был вероятность того, что доживи Мастер до культурной революции, он не смирился бы с шельмованием и, скорее всего, стал бы одной из многочисленных жертв хунвейбинов. Поэтому с большой степенью вероятности можно утверждать, что несправедливый арест в тоже время спас ему жизнь.
Текст ©Gao Zhuangfei
Перевод, пояснения и комментарий ©Alexander V.Pikover
ВНИМАНИЕ!
Подготовка подобных текстов требует серьезных усилий и является продуктом высококвалифицированного труда.
Убедительная просьба использовать данные материалы ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с согласия законных владельцев.
По всем вопросам обращайтесь jiulongtang@yandex.ru
Ван Пейшен 王培生 (1919. Пекин – 2004.Пекин), один из крупнейший мастеров ушу ХХ века, практиковал тайцзицюань, багуачжан, синьицюань и ряд других стилей. Известен прежде всего как один из лучших мастеров тайцзицюанья стиля У. Среди мастеров 20-30гг. Ван Пейшен был известен как самый молодой из пяти виртуозов, владеющих техникой «толкающих рук» (туйшоу). Помимо него, самого младшего в этом списке «Пяти тигров» туйшоу (太极推手《五虎上将》), были также Чжао Аньян(赵安祥), Ли Яньчжи(李砚之), Ли Цзину (李经悟) и Сунь Фенцю (孙凤秋).
Шиди 师弟–обращение или наименование ученика, начавшего заниматься у учителя позже говорящего, «младший брат».
Шисюн 师兄– обращение или наименование ученика, , начавшего заниматься у учителя раньше говорящего, «старший брат».
Мопаньгоу – парные крюки с серповидными ножами спереди рукоятей. С ними работают по кругу, как с приводом жернова.
Чуньцюдао (春秋刀) – меч Дао, закрепленный на длинном древке, использовался, в частности, одним из героев «Троецарствия» Гуан Гуном/Гуан Юем.
«Кража лошади» - один из популярных сюжетов Пекинской оперы, взят из «Троецарствия», Доу Эрдунь – персонаж этого сюжета.
Шие 师爷shiye – наименование/обращение учителя поколения, предшествующего поколению учителя/шифу (через поколение, т.е. «дедушка»).
Цзинь или цзир на северных наречиях (劲(儿)Jin(er)) - то, что я перевожу как УСИЛИЕ, поскольку оно отличается от силы ли 力
У Дэ 武德 - понятие традиционной китайской культуры: сочетание воинских доблестей с нравственным началом.
Ван Пейшен был арестован в последних числах мая 1963 года. Отдельную справку смотри в приложении к статье.
Имеется в виду разновидность саньшоу багуа стиля Люй, передачи позднецинского мастера Люй Дэкуана (刘德宽)по прозвищу «Большая пика», связанные не с круговым, а с линейным перемещением.